Транспортирование бетона

Бетон приходится доставлять от бетономешалки к месту укладки. Весьма важно, чтобы при выполнении этой операции бетон сохранил свою однородность, несмотря на то, что в условиях транспортирования ей угрожает потеря этой однородности в результате расслаивания.

Расслаивание бетона - это присущее зернам заполнителя стремление перемещаться в бетонной смеси в направлении действия силы тяжести, т.е. вниз, и притом тем глубже, чем тяжелее частицы заполнителя. Такому перемещению препятствует вязкое трение, действующее по поверхности зерен, чем и объясняется то, что сила сопротивления перемещению одного зерна получается, тем меньше, чем меньше отношение поверхности зерна к его объему, т.е. чем больше его масса. Но перемещение зерен может возникнуть лишь после того, как нарушается их связность, т.е. нормальное сцепление с поверхностью, обусловленное капиллярными силами. Связность же эта может быть нарушена лишь под влиянием ударов, сотрясений и связанных с ними, как это мы узнаем в дальнейшем, вибраций. Расслаивание бетона, таким образом, имеет своим возбудителем динамическое воздействие транспортных средств.

Присущая бетону тенденция к расслаиванию называется внутренней расслаиваемостью. Эту характеристику можно измерить с помощью простого устройства, предложенного Турноном. Призматический ящик квадратного сечения (рис. 2) заполняется бетоном и закрывается крышкой. После этого определяется положение центра тяжести заполненного ящика (высотой 2h), а на основе предварительной калибровки порожнего ящика устанавливается и центр тяжести G бетона (он должен быт на середине высоты, т.е. на высоте h, если бетон однороден). После этого измерения наполненный бетоном ящик подвергают динамическим воздействиям: например, перевозке на вагонетке, или проще, установке на виброплощадке с регистрацией числа полученных сотрясений. Начало расслаивания отмечается тем, что крупные заполнители, плотность которых больше средней плотности бетона, смещаются вниз и центр тяжести переходи из G в G' - на отрезко dh. Отношением dh/h можно воспользоваться как показателем расслаиваемости.

Но внутренне расслаивание бетона - не единственный способ перехода бетонной смеси в состояние более высокой неоднородности. При транспортировке бетона по желобам и выгрузке его сравнительно более крупные частицы стремятся отделиться от общей массы и откатываются быстрее, чем расплывается бетонный раствор. Структура бетонной смеси, формирующейся при сбросе с воронки или лотка (рис. 3), характеризуются тем, что центре кучи смесь получается  относительно более богатой мелкозернистыми элементами, более же крупные зерна располагаются по ее основанию и на периферии.

Это внешнее расслоение бетона обязано своим происхождением отсутствию сцепления между раствором и крупными заполнителями. Для бетонов с крупнозернистыми заполнителями оно, к сожалению, почти неизбежно, и это приводит к необходимости повторного ручного перемешивания перед укладкой. Расслаивание бетона можно характеризовать количественно путем анализа ряда проб и сравнением результатов этих анализов.